Турецкий флот гореть умеет

В июле 1770 года состоялось одно из крупнейших сражений эпохи парусного флота, вошедшее в историю как Чесменское.

В июле 1770 года состоялось одно из крупнейших сражений эпохи парусного флота, вошедшее в историю как Чесменское.

В Эгейском море у западного побережья Турции сошлись в схватке русский и турецкий флоты.

Это сражение делится на два этапа: первый этап – бой в Хиосском проливе 24 июня (5 июля); второй – уничтожение турецкого флота в Чесменской бухте в ночь на 26 июня (7 июля).

Дата 7 июля отмечается в России как День воинской славы.

В 60-х годах XVIII века отношения между Россией и Турцией вновь резко обострились. Среди коренных причин этого можно выделить: стремление России выйти к Чёрному морю, и желание Османской империи расширить свои владения в Северном Причерноморье, на Кавказе и усилить влияние на Речь Посполитую, православное население которой Россия хотела защитить. Кроме того, в Европе наблюдалась крайне сложная геополитическая обстановка; в международных интригах, преследуя собственные интересы, важную роль, помимо прочих государств, играли Франция и Австрия. Первая всячески подстрекала Турцию к войне с Россией, чтобы в дальнейшем воспользоваться трудностями османов и заполучить Египет.

Война была начата турками внезапно. Крымский хан нанёс удар по южным границам России и начал продвижение вглубь страны. В это время крупные силы турецкой армии были сосредоточены на берегу Днестра, готовясь совершить поход на Киев. Кроме того, Турция привлекла к войне свой огромный флот, который действовал в Чёрном море. Мощь турецкой армии была огромной. Турок было численно больше, чем россиян. Большую роль сыграл и фактор внезапного нападения. Россия не была готова к войне, в результате в первые годы Русско-турецкая война 1768–1774 гг. проходила с перевесом Османской Империи. Однако, начиная с сентября 1769 года русская армия под командованием генерал-фельдмаршала П. А. Румянцева наносила туркам поражение за поражением.

Карта Русско-турецкой войны 1768–1774 гг.

Но на море дела обстояли хуже. Азовская флотилия состояла всего из 6 линейных кораблей. Турки же имели более значительные силы.

Желая отвлечь турецкий флот от чёрноморского театра военных действий Россия в 1768 году отправила несколько эскадр из Балтийского моря в Средиземное – так называемая Первая архипелагская экспедиция.

Две русские эскадры под командованием адмирала Григория Спиридова и контр-адмирала Джона Эльфинстона (командовал замыкающим дивизионом из 3-х кораблей), объединённые под общим командованием графа Алексея Орлова, обнаружили турецкий флот в Хиосском проливе (западное побережье Турции).

Граф (с 1762 г.) Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский (24 сентября [5 октября] 1737, село Люткино Бежецкого уезда Тверской губернии – 24 декабря 1807 [5 января 1808], Москва) – русский военный и государственный деятель, сподвижник Екатерины II.


Григорий Андреевич Спиридов (18 [29] января 1713, Выборг – 8 [19] апреля 1790, Москва) – российский полный адмирал (1769 год).  Начав карьеру в русском флоте в 1723 году, стал морским офицером в 1733 году. Участник Русско-турецкой войны (1735–1739), Семилетней войны (1756–1763), Русско-турецкой войны (1768–1774).

Самуил Карлович Грейг 30 ноября 1735, Инверкитинг, Шотландия – 15 октября 1788, Ревель) – российский адмирал шотландского происхождения, отличившийся в Чесменском (1770) и Гогландском (1788) сражениях. Во время Чесменского сражения имел звание капитан 1-го ранга.

Джон Эльфинстон (1722–1785) – шотландский и русский военно-морской офицер. В России известен своим участием в Первой Архипелагской экспедиции русского флота.

Карта действий Первой архипелагской экспедиции в ходе русско-турецкой войны 1768–1774 гг.

Русский флот включал в себя 9 линейных кораблей, 3 фрегата, бомбардирский корабль «Гром», 17–19 вспомогательных судов и транспортов.

Турецкий флот состоял из 16 линейных кораблей, в том числе 84-пушечного «Бурдж-у-Зафер» и 60-пушечного «Родоса», 6 фрегатов, 6 шебек, 13 галер и 32 малых судов. Корабли стояли на якоре в Хиосском проливе на расстоянии 0,5 мили от берега, построенными в две дугообразные линии из 10 и 6 линейных кораблей соответственно.


«Начало боя в Хиосском проливе 24 июня 1770 года». Художник Якоб Филипп Хаккерт.

В ходе боя турки потерпели поражение и укрылись в Чесменской бухте. Но русский флот потерял флагманский корабль «Святой Евстафий», который от огня противника утратил часть такелажа и стал неуправляемым. Ветер и течение прибили его к флагману турецкого флота 80-пушечному линейному кораблю «Бурдж-у-Зафер», на борту которого разгорался пожар.

Столкновение «Святого Евстафия» и «Бурдж-у-Зафера». Художник А. К. Айвазовский.

Русские моряки пошли на абордаж корабля неприятеля. В это время горящая грот-мачта «Бурдж-у-Зафер» упала на палубу «Святого Евстафия». Искры и головни попали в открытый люк порохового погреба (крюйт-камера была открыта для пополнения артиллерии порохом и снарядами во время боя), и «Святой Евстафий» взлетел на воздух, а вслед за ним и «Бурдж-у-Зафер». К счастью, в соответствии с уставом адмирал Спиридов покинул корабль за несколько минут до взрыва. Вместе с братом главнокомандующего Фёдором Орловым они перешли на пакетбот «Почтальон», а затем Спиридов перенёс свой флаг на линейный корабль «Трёх Святителей». Согласно первоначальным подсчётам погибло 34 офицера и 473 солдата и матроса. По другим данным погибло 22 офицера и 598 нижних чинов. Спаслось 58 человек команды. Среди спасённых был и командир корабля А. И. Круз.

Потери на других кораблях были значительно меньше: на «Трех Святителях» был убит 1 офицер и 6 матросов; ранены командир, 3 офицера и 20 матросов; на «Европе» убито 4 и ранено несколько человек; на «Не тронь меня» убито 3 и несколько человек ранено; на «Трёх иерархах» ранен 1 матрос. Потери турецких экипажей неизвестны, но исходя из повреждений на турецких судах они должны быть больше русских.

После взрыва своего флагмана около 14:00 турецкие корабли спешно покинули поле боя и укрылись в Чесменской бухте, защищённой несколькими батареями. Русские корабли заблокировали выход из неё и стали готовиться продолжить сражение.

В Чесменской бухте основные силы турецкого флота построились в две линии из 8 и 7 линейных кораблей соответственно, остальные заняли позицию между этими линиями и берегом. При этом первая линия заслонила русских от огня второй линии.

В течение 6 июля русские корабли обстреливали турецкий флот и береговые позиции. Слишком тесное построение кораблей противника упростило задачу русской артиллерии и способствовало распространению пожаров от горящих обломков взорванных кораблей.

В 17:00 бомбардирский корабль «Гром» стал на якорь перед входом в Чесменскую бухту и начал обстрел турецких судов. В 00:30 7 июля к нему присоединился линейный корабль Европа, а к 01:00 – «Ростислав», в кильватере которого пришли брандеры (суда, заполненные горючими материалами, которые должны были подойдя к вражеским кораблям и сцепившись с ними их поджечь).

После взрыва в 02:00 второго турецкого корабля русские прекратили огонь, а в бухту вошли брандеры. Два из них под командованием капитанов Гагарина и Дагдейла туркам удалось расстрелять, один под командованием Маккензи сцепился с уже горевшим кораблём, а один под командованием лейтенанта Д. Ильина сцепился с 84-пушечным линейным кораблём. Ильин поджёг брандер, а сам вместе с командой покинул его на шлюпке. Корабль взорвался и поджёг большинство оставшихся турецких кораблей. К 02:30 взорвались ещё 3 линейных корабля.

Около 04:00 российские корабли послали шлюпки с тем, чтобы спасти два ещё не горевших крупных судна, однако вывести удалось только одно из них – 60-пушечный «Родос». С 04:00 до 05:30 взорвалось ещё 6 линейных кораблей, а в 7-м часу – одновременно 4. К 08:00 бой в Чесменской бухте был завершён.


«Вид Чесменской пристани с изображением истребления оттоманского флота эскадрой российской под предводительством генерала Графа Орлова в ночи на 7 июля 1770 года». Художник В. Эриксен.

В ходе боёв в Хиосском проливе и Чесменской бухте Россия потеряла 1 линейный корабль, 4 брандера, около 661 человек.

Турция – 15 линейных кораблей, 6 фрегатов, большое число мелких судов, около 11 тысяч человек.

Трофеями русских моряков стали 1 линейный корабль и 5 галер.

После Чесменского сражения русскому флоту удалось серьёзно нарушить коммуникации турок в Эгейском море и установить блокаду Дарданелл, что сказалось в пользу русской армии на полях сражений.

Спустя два года в Патрасском морском сражении, произошедшем 26-29 октября (6–9 ноября по новому стилю) 1772 года годов в Патрасском заливе у берегов Греции, эскадра Михаила Тимофеевича Коняева разгромила турецкую «дульционитскую» эскадру.

Потеряв значительную часть своего флота в Средиземном и Эгейском морях, Османская империя утратила преимущество и в Чёрном море. А русская армия на суше добилась существенных успехов.

В результате 21 июля 1774 года Османская империя подписала с Россией Кючук-Кайнарджийский договор. По условиям этого договора Крымское ханство объявлялось независимым от Османской империи, Россия получила Большую и Малую Кабарду, Азов, Керчь и Еникале, Кинбурн с округой и прилегавшей к нему степью между Днепром и Бугом, а также заветный доступ в Чёрное море с правом ходить по турецким водам. Балканские христиане получили от Турции право свободного вероисповедания. Кроме того, Турция взяла обязательство выплатить России 4,5 миллиона рублей в качестве контрибуций. Были подписаны и некоторые другие соглашения. Данный мирный договор был совершенно невыгоден Османской империи, и потому мир с Россией оказался непрочным. Однако договор обозначил начало важного исторического процесса – постепенного ослабления Турции.

Подготовил: И. А. Лындин

Последние новости

Продление разрешения на Шарташский рынок в Екатеринбурге

Администрация города приняла решение о продлении срока действия разрешения на организацию рынка.

Итоги отбора субъектов народных художественных промыслов

Обзор результатов и значимость для культурного наследия.

Новое лекарство для диабетиков появится в Подмосковье

Препарат «Инсудайв» станет доступен по льготной цене для пациентов с диабетом.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Железногорске с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *