Мечтают ли андроиды об электроовцах?

Киберпанк – кто не слышал это слово?

Автор:  Светлана Гришина Главный библиотекарь Центральной городской библиотеки

Киберпанк – кто не слышал это слово? Наверное, только люди, оторванные от технологий. Этот жанр научной фантастики пришел к нам в 1980-е годы вместе с появлением первых компьютеров.

Популярным этот термин стал благодаря кино и видеоиграм, однако впервые он появился в заголовке небольшого и почти забытого сегодня фантастического рассказа Брюса Бетке, американского писателя-фантаста, который использовал термин «киберпанк» в качестве названия для своего рассказа, написанного в 1980 году и изданного в 1983-м. «Мои мотивы в этой ситуации были продиктованы исключительно моим эгоизмом и законами рынка, – признавался автор в предисловии. – Я хотел, чтобы у моей истории было цепляющее имя, состоящее из одного слова, которое запомнят редакторы. Можно сказать, я преуспел». Термин запомнился не только редакторам, но и газетчикам: вскоре они подхватили его и стали использовать в отношении молодых авторов новой волны, вдохновлявшихся сюрреалистичной, провокационной и мрачной фантастикой 1960-х годов. Именно тогда вышли романы, предопределившие эстетику и темы будущего жанра.

Жанр киберпанка создает свои миры, в которых технологический прогресс на наивысшем уровне; сложная социальная ситуация – есть явное превосходство богатых над бедными; высшее общество живет в мегаполисах с неоновыми небоскребами, а остальные выживают в трущобах; киборги, андроиды и искусственный интеллект прямо или косвенно влияют а мировую ситуацию; серьезные проблемы с экологией, мусорные города; люди живут в виртуальной реальности, развито хакерство; корпорации диктуют правительству и населению свои условия.

Зарождение жанра связывают не с книгами, а с кино. Хотя фильм, с которого все началось – «Бегущий по лезвию» – снят по мотивам книги «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (16+) Филипа К. Дика . Роман поднимает этические проблемы создания искусственных людей-андроидов. Могут ли люди использовать их как обычные машины, не имеющие ни на что прав? Чем андроид отличается от человека и отличается ли, если отличие можно определить только с помощью тестов? В романе остатки человечества живут на земле, уничтоженной ядерной войной. Люди селятся в полуразрушенных и полузаброшенных городах, радиация медленно, но верно разрушает человеческие гены, многие животные вымерли, постоянно проводятся проверки состояния здоровья, и тем, кого еще радиация не коснулась сильно, предлагают переселиться на Марс, где человечество основало новую цивилизацию. Всем, кто готов отправиться на новую планету, предоставляется робот-андроид в качестве личного слуги. Но если людей все устраивает, то андроиды мириться со своей участью не хотят и сбегают с Марса. Сделать это можно, только убив своего хозяина, и человечество создает свои команды по уничтожению сбежавших андроидов. Главному герою – Рику Декарду – предстоит столкнуться сразу с группой сбежавших искусственных людей, представителей последней модели. Сможет ли он устранить их всех или нет, не так уж и важно, важно его меняющееся отношение к ним в ходе расследования.

Второй роман, знаковый для жанра – «Нейромант» (16+) Уильяма Гибсона , является частью трилогии «Муравейник». Конец XXI века, мир находится в зените глобализации. Города превратились в технологические ульи с сотнями этажей в высоту. Широко практикуется техническая модификация человеческого тела, информация давно оцифрована и хранится в глобальной информационной сети, по которой путешествуют городские «ковбои», дети бетонных джунглей, а по-нашему – хакеры. Эти ребята умеют взламывать банки данных, красть информацию и внедрять вредоносные программы-ледорубы. И один из таких наемников получает очень выгодный заказ, сулящий огромную прибыль, но клиент, скрытый за строчками электронного кода, пожелал остаться неизвестным. Гибсон буквально воссоздал по сигнальным маячкам настоящего будущее, которое, возможно, наступит уже завтра. С точностью научного прибора он предугадал появление Интернета и все сопутствующие такому процессу явления. Он догадался, что на почве технологических гаджетов возникнут новые субкультуры, совершенно отличающиеся друг от друга взглядами на мир и философией. Гибсон понял, что в будущем власть будет принадлежать не государствам, а глобальным транснациональным корпорациям, которые поделят планету на зоны влияния и превратятся в локальные коммерческие государства.

А что же предлагает русскоязычный киберпанк?

Самые ранние произведения писателей на русском языке в жанре киберпанка появились в 1992 году, это был роман Александра Тюрина «Каменный век» (16+) и повесть Александра Щёголева «Сеть» (16+) . Там уже были цифровые двойники людей, киберимпланты и т.д.

Киберпанк представляют собой антиутопии с высоким уровнем технологий и низким уровнем жизни. Отсюда и название стиля, состоящее из двух корней: cyber и punk. Первый переводится с английского как «кибернетический», а второй чаще используется в отношении протестной субкультуры и переводится как «шпана» или «хулиган».

Одним из самых заметных произведений является цикл «Анклавы» Вадима Панова . Этот цикл можно смело отнести к настоящему русскому современному киберпанку. Причем благодаря известности автора цикл стал довольно популярным и вызвал всплеск читательского интереса к этому жанру. Мир изменился и поделен по-новому. Люди под тотальным контролем корпораций и подключены к глобальной сети. Но уже возникают группы сопротивления, с которыми борются всесильные корпорации. И все-таки катастрофа неизбежна. В цикл на настоящий момент входит пять книг: «Московский клуб» (2005) (16+), «Поводыри на распутье» (2006) (16+), «Костры на алтарях» (2007) (16+), «Продавцы невозможного» (2009) (16+), «Хаосовершенство» (2010) (16+) . Но конец последней книги открыт, и хочется надеяться, что будет продолжение. Хотя вряд ли, так как Вадим Панов осуществляет все новые и новые проекты. Например, книга «Симулятор безумия» (12+) , которая тоже о будущем, но совсем не художественная. Но «Анклавы» обернулись межавторским циклом. С 2011-го по 2013-й в его рамках вышли 10 романов от четырех авторов – Андрея Фролова, Виталия Абояна, Александра Золотько и Виктора Точинова.

Еще один мэтр отечественной фантастики отметился в жанре киберпанк. Это автор «Дозоров» Сергей Лукьяненко с циклом «Лабиринт отражений», в который вошли романы «Лабиринт отражений» (16+), «Фальшивые зеркала» (16+), «Прозрачные витражи» (16+) . Это книги о Петербурге недалекого будущего, в котором существует продвинутая реальность и даже целый виртуальный город Диптаун. Взгляд автора на то, какой может быть виртуальная реальность, и сам по себе достаточно интересен, но добавьте к этому интересные повороты сюжета и достаточно много философских, заставляющих задуматься ситуаций и мыслей и получите книгу, от которой сложно оторваться. В поворотах сюжета есть все – любовь и обыденность, вопрос свободы и свободы выбора, вечная человеческая жадность, потеря себя и поиски смысла жизни, а также очередной вариант бессмертия.

Марина и Сергей Дяченко «Цифровой, или Brevis est» (12+) . Киберпанк про молодого человека, который отказался от реальной жизни в пользу продвинутой виртуальности, в которой он может быть кем угодно. В том числе и супергероем. Книга довольно мрачная, но стала определенной вехой отечественного киберпанка.

Генри Лайон Олди «Бык из машины» (16+) . Генри Лайон Олди – псевдоним харьковских писателей-фантастов Дмитрия Громова и Олега Ладыженского. «День рождения» псевдонима – 13 ноября 1990 года, когда им был подписан первый написанный в соавторстве рассказ «Кино до гроба и…». Фамилия писателя Олди составлена из двух первых букв имен соавторов: ОЛег и ДИма. Инициалы соответствуют первым буквам фамилий в алфавитном порядке: Громов, Ладыженский. Полные имена появились после того, как один из издателей в ультимативной форме потребовал указать «полное имя и отчество автора». В книге рассказывается о жизни в мрачном техногенном городе Кекрополе, который потрясла череда зверских преступлений, совершенных неизвестным чудовищем.

Из относительно новых произведений можно назвать «Центр тяжести» (16+) Алексея Поляринова . Роман напоминает сложную систему озер. В нем и киберпанк, и величественные конструкции Дэвида Митчелла, и Борхес, и Дэвид Фостер Уоллес... Но его герои – молодые журналист, хакер и художница – живут в Москве и сопротивляются наступлению дивного нового мира. И защищают центр тяжести – свой, своих семей и своей родины – как умеют.

Отнесение той или иной книги к жанру киберпанка весьма условно. Но говорят, что киберпанк умирает. Но весь он не умрет, оставит своих детей – новые поджанры – стимпанк, дизельпанк, биопанк. Перечислять можно много, все, что оканчивается на «панк», отличается от своего прародителя временем действия и технологиями. Так что ждем новых фантазий.

В публикации использованы материалы сайтов:

https://otzovik.com/review_1857156.html https://fantlab.ru/bookcase56606 https://www.livelib.ru/genre/%D0%9A%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BA/best https://journal.litres.ru/obzhigayushhee-elektrichestvo-kiberpanka-pochemu-antiutopicheskie-miry-budushhego-izmenili-mirovuyu-kulturu/ https://dzen.ru/a/ZL_uWL3omzRgL0Z3

Последние новости

Губернатор Евгений Куйвашев поздравил энергетиков и ветеранов отрасли с профессиональным праздником

Как отмечено в обращении главы региона, энергетика – основа прогресса современного общества.

Депутаты Думы ПГО продолжают рассказывать избирателям о проделанной работе

Экономика и городское хозяйство Комитет Думы по экономике и бюджету В состав комитета входят 11 депутатов.

Бюджет Ревды утверждён, хотя коммунисты были против

18 декабря прошло последнее в этом году заседание Думы Ревды. Депутаты одобрили финальные изменения в бюджет уходящего периода и утвердили финансовый план муниципалитета на следующий год.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Челябинске, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *