Школьники Верхней Пышмы примерили на себя жизнь на МКС и узнали много нового о звездах

В Медной столице с 18 по 22 июля прошла летняя каникулярная школа аэрокосмического образования «Космический потенциал Верхней Пышмы».

В Медной столице с 18 по 22 июля прошла летняя каникулярная школа аэрокосмического образования «Космический потенциал Верхней Пышмы». Впервые в наших краях она состоялась в августе 2021 года. Проект реализуется совместно с научно-исследовательской компанией РИСКСАТ, администрацией ГО Верхняя Пышма, управлением образования и Центром допобразования и профориентации города.

В этом году в течение недели вместе с педагогами-наставниками Центра и специалистами в области космических исследований дети открывали для себя еще неизведанные пути соприкосновения с космосом. И возможностей для этого было предостаточно. Ведь проектная деятельность Центра охватывает такой спектр направлений, что каждый из учащихся находит себе применение по душе, устремлениям и способностям.

Главное, что всех их объединяет интерес – к творчеству, личностному росту, желание внести свою лепту в общее дело. И для того чтобы понять это, достаточно было просто пройтись по аудиториям Центра, посмотреть, а что же там происходит, поговорить с педагогами и ребятами.

Космос как цель

В лаборатории Елены Сергеевны Лучицкой проводился бортовой эксперимент с использованием самого настоящего прибора, который летал в космос и использовался для исследований на борту МКС. Он продолжался полтора часа – ровно столько, сколько отводится на него на борту космического корабля. Цель – оценить работу сердечно-сосудистой системы добровольца на основании нескольких физиологических сигналов, которые передаются на монитор компьютера, а затем анализируются специальными программами.

Для Елены Сергеевны было важно, чтобы каждый участник группы поучаствовал в исследовании либо как испытатель, либо как исследователь – сам зафиксировал датчик, прикрепил электрод, попробовал подышать в заданном темпе и так далее. При проведении исследования необходимо было соблюдать нюансы, которые прописаны в бортовой документации. Например, обработать кожу в местах наложения электродов или правильно утилизировать отходы.

Кстати, такое обследование у космонавтов проводят несколько раз: в первую неделю полета – потому что это самый острый период адаптации, далее во время полета – каждый месяц, а когда они возвращаются – на третьи и восьмые сутки после приземления. Информация с борта МКС приходит в Центр управления полетами.

Ребята участвовали в эксперименте и попутно узнавали об особенностях и реалиях жизни в космосе. Ведь на самом деле, прежде чем экипаж отправится в космос, все члены экипажа участвуют далеко не в одном эксперименте, сдают множество экзаменов и зачетов.

– Я работаю в Институте, который проводит эксперименты и на борту космической станции, и на Земле, – говорит Елена Сергеевна. – Нужно испытать все-все-все, что отправится в космос: отработать возможности стыковки, выяснить, удобно ли работать с бортовой документацией, проверить даже элементы одежды, питания, средства гигиены. Экипаж – сейчас чаще всего он состоит из 6 человек – закрывают в специальном корабле-модуле, и имитируется полет, например, на Луну. У меня тоже были две изоляции – не очень продолжительные. А самый долгий такой период в истории составил 520 дней – так имитировался полет на Марс. Все это очень интересно, но и очень ответственно: представьте себе полную изоляцию экипажа на полном автономном обеспечении на почти полтора года!

В обыденной жизни космонавтам многим приходится жертвовать. Именно поэтому Елена Сергеевна говорит, что космонавтика – это не романтическая мечта, а цель, к которой надо идти каждый день. В буквальном смысле слова. Набор в отряд космонавтов происходит не каждый год. Предыдущий, к примеру, объявляли в 2020 году. Но даже если вы пройдете все испытания и попадете в отряд космонавтов, то до самого полета в космос пройдет в среднем 8-10 лет. И все эти годы вы должны находиться на пике формы, ежедневно подтверждая свою готовность к полету и испытаниям.

Кстати, именно в форме зачисления в отряд космонавтов и были построены занятия в летней школе. Фактически ребята прошли те же этапы отбора, как и кандидаты в отряд космонавтов, приезжающие в Звездный городок. Конечно, этапы были чуть проще, но все-таки настоящие! Во-первых, это была физкультура – из 16 официальных испытаний для кандидатов в космонавты выбрали 6. Подтягивание, бег, угол на брусьях, прыжок в длину, поза Ромберга, наклон вперед. На следующий день ребят ждали психологические тесты – на память, внимание и скорость реакции.

– Все, что делали школьники, конечно, проводилось без запредельных нагрузок. Они не ныряли с 5-метровой вышки в воду, не крутились на центрифуге, но они выдержали те испытания, которые им были по силам. И это здорово, я многими из них горжусь, – подытожила Елена Сергеевна.

Ракеты, на старт!

Изучили в летней каникулярной школе и ракетостроение. Об этом участникам рассказал Алексей Владимирович Меньшиков – наставник из компании РИСКСАТ, которая объединяет людей, одержимых идеей научно-технического прогресса в области космонавтики.

– Мне как педагогу, как тренеру, как спортсмену хотелось бы поделиться с ребятами всем, что я накопил за 50 с лишним лет занятия ракетостроением. Когда у меня не было тренера, я учился по журналам, по рассказам взрослых, а теперь ко мне пришел опыт, и я хочу научить новое поколение тому, как с нуля сделать свою ракету, как ее запустить, – поделился Алексей Владимирович.

Компания РИСКСАТ уже проводила аэрокосмические школы в Чебоксарах, Ереване, в лагере «Артек»… Ребят из Верхней Пышмы ее представители увидели на соревнованиях в Нижнем Новгороде. Именно поэтому занятия в классе ракетостроения начались с «разбора полетов».

А потом ребята обступили гуру-ракетостроителя, и он поделился с ними профессиональными секретами: какую систему спасения для модели выбрать, как запускать ракету, что влияет на дальность ее полета и точность приземления.

¬ В ракетомодельном спорте много классов. Есть и спортивные, и стационарные, как, например, модель-копия. Но спортсмен-моделист должен быть универсален, потому что ему приходится работать и головой, и ногами, - объяснял Алексей Владимирович. – Скажем, если модель спасения выбрана «парашют», то надо понимать, что ее приземление во многом зависит от движения воздуха. И иногда моделисту приходится бежать за 10 км, чтобы вернуть свою модель к месту старта. Но, кстати, в этом классе моделей, если повезет дойти до пятого этапа, то чем дальше улетит модель, тем лучше. А физическая подготовка, как говорится, не помешает.

Джем, костюмы и мультфильм

Джем из брусники, морс из уральской клюквы и уральский фитнес-чай решили предложить космонавтам преподаватель Людмила Игоревна Бодрова вместе со своей ученицей Варварой Татарниковой. У них уже готов сбор трав, которые могут обогатить организм человека необходимыми витаминами в условиях космоса. Этот сбор планируется отправить в Институт медико-биологических проблем РАН на заключение. Естественно, участники проекта надеются, что оно будет со знаком плюс и уральские травы понравятся космонавтам.

Кирилл Хлащев и Дмитрий Сухоруков вместе с педагогом Екатериной Алексеевной Лузиной работают над созданием устройства для устранения неполадок на технических космических объектах.

В космодизайн-бюро Полина Хлащева, Варвара Куликова и Виктория Лаптева под руководством Олеси Викторовны Кузнецовой конструируют эргономический костюм космонавта для снижения неблагоприятного воздействия внешних факторов во время работы на космической станции.

Дарья Рявкина и Сергей Простов изучают историю женщин-космонавтов. А еще в Центре создается мультфильм о дипломатической миссии землян в космическом пространстве и календарь на 2023 год «звездной» тематики.

Проектов много. И пока трудно сказать, какие из них помогут космонавтам. Главное, работа идет. Есть идеи, есть направления и есть цель – узнать новое!

Наставники

Елена Сергеевна Лучицкая – кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института медико-биологических проблем РАН, член-корреспондент Международной Академии астронавтики, научный руководитель эксперимента «Кардиовектор» на МКС, командир экипажа «Луна-2015», исследователь в эксперименте «Сириус-17».

Владимир Алексеевич Меньшиков – заслуженный тренер России, заслуженный мастер спорта России по авиамодельному спорту в классе моделей ракет S, пилот гражданской авиации.

Марина ОСЕНКОВА для КЗ

Источник: газета «Красное знамя»

 

Последние новости

Сегодня состоится Новогодний праздник двора

Сегодня состоится Новогодний праздник двора, где подведут итоги конкурса уличной ёлочной игрушки «Сокровища мудрой Змеи».

Глава города наградил предпринимателей Полевского за благотворительную помощь в реализации проекта «Самый южный парк»

Сегодня в Администрации Полевского Глава города Константин Поспелов вручил Благодарности 27 предприятиям и индивидуальным предпринимателям,

Рождественские чтения в Первоуральске

20 декабря в МАОУ СОШ №1 состоялся XI этап Рождественских чтений «80-летию Великой Победы: память и духовный опыт поколений».

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Костроме, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *