Свердловский учитель: «Разговоры о важном» — это о детях, ищущих себя в современном мире
Страсти вокруг гимна, флага и «Разговоров о важном» среди родителей после первой недели учебы стали постепенно стихать.
— Как у вас прошел первый урок разговоров о важном?
— У нас не было страхов. Мы говорили, насколько важны знания, развитие, умение ставить перед собой цели и идти к ним. Это важная тема, и мы говорим об этом с детьми постоянно, причем, не только учителя, но и родители. Заметьте, темы «Разговоров о важном» неполитические: они посвящены дню отца, дню учителя, дню пожилого человека, дню рождения Циолковского. И если родители беспокоятся, можно поговорить с педагогом и, если есть возможность, самому принять участие в уроке.
— Но, например, тема ближайшего понедельника «Наша страна — Россия» вполне может стать политической.
— Педагог сам выбирает формат общения с детьми. Можно, например, провести квиз по истории России, конкурс чтецов, вспомнить интересные факты, научные открытия. Поговорить о земляках, которыми мы гордимся. У нас в Нижнем Тагиле, например, родился нобелевский лауреат Константин Новоселов. Наши дети с первого класса рассказывают о генеалогии свой семьи, о достижениях родителей, бабушек и дедушек. Это важно: сила России — в человеке труда. Поэтому я уверена, что здесь главное не политика, а то, какими вырастут наши ребята и найдут ли место в современном мире.
— Но есть мнение, что эти темы можно поднять и на других занятиях, зачем этот лишний урок?
— Лишним разговор не бывает никогда. Да, во всех школах был и есть план воспитательной работы: на уроках истории, обществознания и литературы мы говорим о нравственной памяти, просто сейчас эта концепция работы окончательно оформилась. И дети готовы обсуждать разные темы, если рядом есть ресурсный взрослый, например, классный руководитель, который может поделиться опытом и знаниями. Я со своими учениками много разговариваю. Вообще с детьми интересно, причем с непоседами и хулиганами даже интереснее, чем отличниками.
— Почему?
— Они не боятся пробовать и ошибаться. Например, с мальчишками, которые запускали петарды во дворе, мы много говорили о возможных последствиях: что будет если горящая ракета прилетит в глаз, если пострадают другие люди и припаркованные автомобили. С восьмиклассниками, которые спрятали у девочки портфель, обсудили, каково будет, если исчезнут твои вещи? Конечно, парни прятали портфель не со зла, но важно, чтобы они поняли: от их шутки кому-то стало плохо. Вот вам и разговоры о важном.
— А если старшеклассники сами заговорят о политике? В этом возрасте их уже интересует такой вопрос.
— Если интересует, нужно говорить. Причем, старшеклассники к этому разговору уже бывают готовы. У них есть багаж знаний по истории, обществознанию, литературе, они пытаются разобраться сами, как, что и почему в этом мире. И разговоры о важном — это возможность показать им ориентир, тропинку, по которой идти.
— Насколько на уроке допускается вариативность суждений? Если говорить не о политике, а о семейных ценностях, например. Такая тема тоже есть в плане. «Мама, папа, я — дружная семья» — это идеал, но ведь ребенок из неполной семьи тоже может быть счастлив.
— У меня есть ребята, кого воспитывает только мама, папа или бабушка. Так получилось в силу разных обстоятельств. Но важно рассказать, что, когда дети вырастут, они смогут создать полноценную семью. Да, мы говорим о том, что люди разные. Только в России больше 250 национальностей — и в этом наш потенциал. Мы живем вместе, нам нужно понимать друг друга, делать жизнь в стране лучше — и это нас объединяет.
Также объединяет и новая школьная традиция — начинать учебную неделю с гимна и флага. Я порадовалась, что мои ребята хорошо знают гимн и спокойно поют его. Кто-то говорит, зачем этот ритуал? Я считаю, он нужен. Это начало важного этапа в данном случае в учебе. В этот момент я вспоминаю наших спортсменов-олимпийцев, как им важно услышать гимн в случае победы – это то, что объединяет тебя со всей страной.
— Сейчас к нам много возвращается из советской школы: гимн и флаг, советники по работе с детскими организациями — вариант пионервожатых. Исходя из вашего опыта, какие были плюсы в советской школе?
— В советское время образование ценилось: было почетно закончить техникум, училище и работать по профессии, получить высшее образование, пройти путь от рабочего до руководителя. Кроме того, была детская организация, которая давала ориентиры, показывала куда идти. В постсоветской России, когда прежние ориентиры разрушили, тяжело было всем, помогали выстоять родные и близкие. А сейчас возвращается время социальных лифтов, когда своими знаниями, инициативой ребенок может добиться поставленной цели.
Сейчас три ученика нашей школы вышли в полуфинал «Большой перемены», победитель этого конкурса получает миллион рублей, финалисты — другие бонусы. Двое моих выпускника, благодаря олимпиадам и своей активности, поступили в Высшую школу экономики на бюджет. Даже я, провинциальный учитель, после победы в проекте три раза за лето бесплатно ездила по стране и участвовала в разных мероприятиях. Об этих возможностях мы тоже говорили в первый понедельник сентября, и, я считаю, мы живем сейчас в интересное время.
Последние новости
В автобусах Нижнего Тагила изменится схема оплаты проезда
С 1 января 2025 года на автобусных маршрутах, которые обслуживает муниципальное предприятие «Тагильский трамвай», изменится схема оплаты проезда.
В Нижнем Тагиле из-за аварии на коллекторе образовалась вонючее озеро
В Нижнем Тагиле за гипермаркетом «Лента» на Гальянке образовалось пахучее озеро.
На сетях водоотведения устанавливают ловушки от засоров
Фото администрация Первоуральска Это специальные конструкции, которые предназначены для защиты от засоров.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований