Пусть жираф был не прав
В сентябре новому созыву Думы Заречного исполнится год.
Пусть жираф был не прав
В сентябре новому созыву Думы Заречного исполнится год. За это время мы подготовили интервью - знакомство практически со всеми впервые избранными депутатами: Алексей Чистяков, Александр Заторский, Сергей Солдаткин, Вячеслав Вашурин, Александр Туканов, Светлана Шонохова поделились своими планами и ожиданиями от работы в думе. Александр Бубнов о своих депутатских намерениях дать интервью отказался.
Сегодня завершающий разговор этого цикла с депутатом Татьяной Ладейщиковой.
Юлия ВИШНЯКОВА
- Так получилось, что я росла нестандартным ребёнком: в школе была круглой отличницей с «неудом» по поведению. Потом поступила на самый сложный факультет УПИ физтех. Потом предлагали стать комиссаром в мужском стройотряде … В Заречный попала вслед за мужем, которого после физтеха распределили на БАЭС. Работала СФ НИКИЭТ, занималась лазерной спектроскопией, готовилась к диссертации… Начинает рассказ Татьяна Олеговна. - Всё сломали лихие 90-е. Наука превратилась в конверсию, пришлось переучиваться. Получила второе высшее образование - степень бакалавра Британского университета маркетинга, потом международный сертификат и ушла в бизнес. Так появилась газета «Зареченская Ярмарка», которая в этом году отмечает своё 25-летие.
Много лет Вы наблюдали за работой Думы со стороны, как журналист. Тем не менее, всё ли оказалось так, как представляли?
- Принципы депутатской работы действительно знакомы давно и понятны. Известно как принимаются решения, какие существуют группировки, какие тенденции. Но довольно часто эти тенденции не в интересах населения. Поэтому, идя в депутаты, хотелось попытаться откорректировать такие решения, найти достаточные аргументы и убедить своих коллег, что Дума - это орган власти, представляющий именно интересы жителей. А уж потом всё остальное.
Вы до последнего выступаете против новых прилегающих территорий, которые собирается ввести городская администрация. Но большинство депутатов занимает иную позицию. Разве один человек может повлиять на невыгодное для населения решение?
- Один человек вообще ничего не может. Дума - орган коллегиальный и решение принимается большинством голосов. Другое дело, что здравые аргументы имеют влияние на депутатов, но не часто. Во многих случаях депутатское большинство старается спрятаться за волю вышестоящего руководства - так проще, как у Высоцкого: «Жираф большой, ему видней…». И тогда здравый смысл отходит на второй план.
С другой стороны, таких депутатов выбрали сами жители, а значит, они тоже согласны с позицией своих избранников. Иначе давно бы уже били во все колокола…
Создаётся ощущение, что нынешний состав Думы - самый эпатажный: постоянные суды, перевыборы председателя, споры об этике… Не мешает ли это конструктивной работе?
- Нынешняя Дума далеко не самая скандальная в истории Заречного. Были и коллективные уходы депутатов, полная блокада со стороны чиновников, даже на дуэль главу вызывали. Но в принципе, Дума собралась боевая. И гораздо интересней, чем прошлый состав.
По поводу конструктивной работы. Это понятие довольно хитрое и двойственное. Призыв: «Давайте будем конструктивными», часто звучит в смысле: «Замолчите, не отклоняйтесь от повестки и делайте, что скажет начальник». Для меня это совсем иное: быть конструктивным, значит, во-первых, слышать все точки зрения. Во-вторых, взвешивать их, причём самостоятельно, и не уподобляясь тому самому жирафу. Помните, «пусть жираф был не прав, но виновен не жираф, а тот, кто крикнул из ветвей: «Жираф большой, ему видней!»
Как Вам кажется, возможно ли вести дискуссию не повышая голос, не перебивая других, как это предписали Правила этики депутатов?
- Конечно, возможно. У меня, например, не получается голос повышать - голосовые связки слабые. После выступлений на медиафорумах приходится по два дня горячим молоком лечиться.
Но одно дело - форма, другое - содержание. Это разные вещи. Можно говорить скаредные слова, не повышая голоса, с улыбочкой и не перебивая. А можно говорить здравые вещи, но с повышенной эмоциональностью. Думаю, не повышать голос, говорить тихо и нудно при дискуссии не получится. Те же депутаты, которые приняли такие Правила этики, сами же его нарушили неоднократно. Думаю, что правило - «не повышать голос и не перебивать других» - будет работать только для тех депутатов, которые имеют свою собственную точку зрения, и не боятся высказывать её.
С какими проблемами к вам чаще идут зареченцы?
- С самыми разными. Круг читателей у газеты большой, весь город нас знает, и людей обращается много. Причём многие отмечают, что удобно обращаться к депутату, который является ещё и журналистом. Хотя мне иногда кажется, что у журналистов даже больше возможностей, чем у депутатов.
В этом году впервые в бюджете города появился «депутатский миллион». Три проекта уже выходят на стадию реализации, почему медлят остальные?
- Продвижение депутатских проектов идёт достаточно сложно. Потому что нам, например, кажется, что установить турник за 100 тысяч рублей - легко, а у администрации вдруг возникают какие-то постоянные препятствия - нормы, ГОСТы, СНИПы… Таким образом многие депутатские проекты, за исключением элементарных, просто не вписались в положенные 100 тысяч рублей. С другой стороны не понятен и процесс взаимодействия с чиновниками - кому-то они во всём помогают, а кого-то полностью игнорируют. Складывается впечатление, что перед депутатами повесили «морковку» и заставляют за ней прыгать, как собачек. Из-за этого возникают вопросы и недовольство со стороны депутатов, недопонимание. Но идти на компромиссы администрация не желает.
Известно, что редакторы СМИ часто становятся депутатами. Делились ли они опытом реализации «депутатского миллиона» на своих территориях?
- Да, мы регулярно общаемся с редакторским корпусом из разных городов Свердловской области. Практика «депутатского миллиона» там существует уже много лет. И коллеги - редакторы говорят, что взаимодействие с администрациями складывается вполне функционально. Если депутату не хватает средств на проект, ему их добавляют из внебюджетных фондов или из сэкономленных по конкурсам. Иногда «депутатский миллион» накапливается, средства переходят из одного года в другой. Так депутат получает возможность реализовывать свой, допустим, полномасштабный проект.
Сколько времени депутату - новичку надо, чтобы разобраться и стать полноправным «прокаченным» участником думского процесса?
- Затрудняюсь сказать, всё зависит от человека. Некоторые новички уже довольно хорошо включились в работу, многие начали изучать нормативку, разбираться в бюджете.
Другие ведут себя так, как будто не поняли куда попали. Им бы куда-нибудь в общественную организацию, добровольный кружок по интересам, вот там было бы хорошо. А Дума - орган сложный, здесь много приходится работать с нормативной базой, изучать законодательство, это больше на профессию юриста похоже или адвоката. Поэтому сказать, сколько времени понадобится новичку, не могу. Может, некоторым и 5 лет не хватит.
В этом созыве много женщин, это как-то сказывается на работе Думы?
- Вроде бы никак. Такого нет, чтобы женский состав призывал мужчин не ругаться, не выражаться… Женщины в основном сидят тихо, говорят формально, либо просто голосуют. Боевых амазонок в этом составе нет. Хотя в неформальной обстановке все женщины-депутаты душевные и переживающие за город люди.
Как на вашей обычной жизни сказалась работа депутата? И как удаётся с неё переключаться, отдыхать?
- Работа депутата, конечно, сказалась - навалилась кучу новых обязанностей. Раз в месяц одна неделя полностью уходит на депутатскую работу: изучение документов, заседание комиссий и Думы. Ну, а переключаться я научилась уже давно. Прихожу домой, «выключаю» Татьяну Олеговну, и «включаю» маму, жену, подругу. За несколько минут, пока еду с работы домой, просто срабатывает психологический «рубильник». Дома с удовольствием занимаюсь разным рукоделием. Очень люблю путешествовать. В поездках полностью отключаюсь от Заречного, освобождаюсь от всего лишнего. Люблю наблюдать и сравнивать и привносить в нашу действительность что-то новое и красивое.
Блиц
Ваш девиз:
- Дай мне Бог сделать то, что могу сделать, не браться за то, что не смогу и, главное, отличить одно от другого.
Горы или море?
- Море.
Три самые необходимые вещи в сумочке?
- Ключи, телефон и помада.
Любимая книга?
- «Черный Лебедь» Нассима Талеба.
Любимый фильм?
- «Убить дракона».
Последние новости
Продление разрешения на Шарташский рынок в Екатеринбурге
Администрация города приняла решение о продлении срока действия разрешения на организацию рынка.
Итоги отбора субъектов народных художественных промыслов
Обзор результатов и значимость для культурного наследия.
Новое лекарство для диабетиков появится в Подмосковье
Препарат «Инсудайв» станет доступен по льготной цене для пациентов с диабетом.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку