Когда-то в Ревде была еще одна гора — Змеевая. Куда она исчезла?
Эта гора была выше, чем Лысая, и её было видно почти с любой точки города.
Эта гора была выше, чем Лысая, и её было видно почти с любой точки города. Экскурс в историю Ревды от Юрия Шарова.
Сегодня немногие уже помнят, что в окрестностях Ревды, кроме Лысой, Каменной, Угольной и прочих, была еще одна гора — Змеевая. Она была даже выше, чем, например, Лысая (но немного ниже, чем Волчиха). В этом материале мы рассказываем, куда она делась.
На этой фотографии ревдинца Алексея Еремеева перекресток улиц Мира и Цветников в 1978 году. Ближний дом — Цветников, 40. Через дорогу — дом Цветников, 39 с продовольственным магазином «Огонек» (сегодня «Монетка»), сдан в эксплуатацию в 1967 году. Квартал дальше по Мира стали строить в 1980-1990-х годах, на фото видно, что туда еще и дороги-то нет. Деревянные дома — это улица Свердлова. Она проходила через территорию нынешнего ТЦ «Квартал» и круто поворачивала на сегодняшнюю улицу Ковельскую.
Деревянный забор уже опоясывает территорию сквера, который сегодня именуют «Серебряное копытце» — по названию магазина в доме на Мира, 34, сейчас там «Верный». Это был первый в Ревде крупный магазин культтоваров. До этого эти товары (телевизоры, фотоаппараты, пластинки, игрушки и другие несъедобные вещи) продавали на улице Чайковского, где сейчас магазин «Уральский».
Фотография интересна еще одной деталью, на которую сразу и внимания не обратишь. В центре на горизонте виднеется гора Змеевая. Она находилась в четырех километрах восточнее Ревды близ южного берега Волчихинского водохранилища. Этой горы уже нет, все ее скальные отложения пошли на щебень и сопутствующие строительные материалы, разработку начали с 1981 года открытым способом. Сейчас это карьер около дороги на Дегтярск. Кстати, когда заработал каменно-дробильный завод, это место стали называть «пьяной горой». Может, потому, что рабочие карьера злоупотребляли спиртным.
На современных картах высота горы Змеевой не указывается. Ее же нет. Но примерно в двух километрах западнее от Змеевой есть еще одна вершина — Змееныш, ее высота 396 метров. Следуя топографическим обозначениям — линиям уступов, мы вычислили примерную высоту Змеевой — 440—450 метров. В этом нам помог разобраться известный ревдинский путешественник, музыкант и знаток старины Александр Бормотов. Он в детстве, как и все ревдинцы, не раз хаживал в этих местах, по грибы-ягоды.
Логично предположить, что гору так назвали, потому что на ней водилось множество змей. Но тогда почему примыкающая к ней горка с запада именуется Змееныш? Нигде объяснения этому мы не нашли. Но названия явно дали когда-то русские переселенцы на рубеже XVII-XVIII веков.
Ни вогульских (манси), ни башкирских (раньше на ревдинских землях жили эти народности) наименований не сохранилось.
Теперь самое интересное. В 1939 году в Свердловске выпустили книгу Павла Бажова «Малахитовая шкатулка» — собрание сказов о Хозяйке Медной горы, о лесном козле (косуле) Серебряное Копытце, о Великом Полозе и его дочерях… Змеевках. В нескольких сказах упоминается Змеиная горка между Ревдой и Дегтярском. Павел Бажов говорил, что в основе его сказов —«быль с элементами сказочного». То есть, сказка — это вымысел, а сказ — это описание реальных событий, но с элементами местного фольклора.
В сказах Павла Бажова присутствуют просто «змейки», а также Голубая Змейка, змей Дайко и Великий Полоз. Образы змей связаны с образами ящерок. Да и в живой природе обычный человек вряд ли отличит уральскую безногую ящерицу от медянки, ужа или гадюки. Змея символизировала языческий подземное мир. То есть, она житель каменных недр и хранительница минералогического царства. Может быть, когда-то возле Змеевой и Змееныша находили камень серпентин (от латынского serpens — змея). Змеевик и серпентинит — синонимы, камень схож с окраской змеиной кожи. Он такой же зеленый с коричневым и черными чешуйками и яркими желтыми полосами.
Еще один момент. Церковный праздник Воздвижение Креста Господня, который отмечается 27 сентября, известен еще и как день сдвижения (свадеб) змей — Змеиный праздник. Великий Полоз в сказах Павла Бажова — властитель гор и золотых жил, повелитель змей и ящериц. Считается, что в Змеевик он выползал в мир людей и искал себе жену, именно поэтому девушки сидели по домам, а по улицам ходили только мужчины. По поверьям, в этот день нужно соблюдать осторожность и избегать лесов, так как на пересчет к лешему сползаются змеи и остальные звери. Гады ползли в лес, потому что где-то существует «гадючий камень», под которым находится мать-змея… Не под Ревдой ли было это место.
Использованы материалы: «Древние корни уральских сказов», «Угорский архетип в демонологии сказов Павла Бажова»
Юрий ШаровПоследние новости
Гастромолл «Главный» откроется в декабре
Среди первых резидентов - известные заведения из Москвы и Урала.
Рост коммунальных тарифов в Свердловской области с 2025 года
С тарифами ожидаются значительные изменения, что вызвано необходимостью модернизации инфраструктуры.
Тестирование на ВИЧ: важный шаг к здоровью
Обсуждение значимости тестирования на ВИЧ для общественного здоровья.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией