У старообрядцев Ревды появился священник

Иерей Антоний рассказал о себе, об обычаях веры и почему они не празднуют Новый год.

Иерей Антоний рассказал о себе, об обычаях веры и почему они не празднуют Новый год.

В ревдинской православной старообрядческой церкви во имя Николы Чудотворца появился постоянный священник — отец Антоний (Слепушкин). 15 декабря митрополит Корнилий, предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви, возвел его в сан иерея. Этот сан позволяет совершать все таинства, кроме рукоположения священников и диаконов. Первое богослужение в ревдинской церкви отец Антоний провел 19 декабря — в престольный праздник старообрядческой общины. Для Ревды это событие: ведь отдельного здания старообрядческого храма и настоятеля в нем не было в нашем городе больше ста лет. Храм открылся лишь в прошлом году.

Иерею Антонию — 30 лет, он из старообрядческой семьи Павла и Марины Слепушкиных из Томской области. После переезда родителей в Свердловск (ныне Екатеринбург) Антоний посещал храм Рождества Христова. Служил в армии, учился в Лесотехническом университете, в 2018 году окончил Московское старообрядческое Духовное училище. Прошел все духовные степени от свещеносца, чтеца до диакона, который получил в 2019 году. В этом сане он прослужил в храме Рождества Христова пять лет. Вместе с супругой Анной воспитывает троих детей, в январе ожидают четвертого ребенка. Фото//Юрий Шаров, Ревда-инфо

Мы разговаривали с отцом Антонием в церкви перед богослужением. Терпкий запах ладана успокаивал, становилось тепло и уютно. От этого даже лики святых на иконах выглядели благосклонно и словно прислушивались к нашей беседе.

Антонием иерея зовут и по паспорту. Он рассказал, что его родители Павел и Марина Слепушкины переехали из Томской области в Свердловск в 1987 году. Тогда в этом большом городе еще не было старообрядческого храма. Верующие ездили на богослужения в село Пристань Артинского района, в Свято-Троицкую церковь, единственную, которую не закрыли в советское время. В этой церкви Слепушкины крестились и венчались у настоятеля отца Иоанна.

— В 1993 году в Екатеринбурге появилась своя старообрядческая община, ей передали храм Рождества Христова, — рассказывает отец Антоний. — И я с младенчества ходил с родителями в этот храм. В 2005 году владыка Андриан поставил меня в свещеносцы — это первая ступень служения в алтаре. Свещеносец носит на богослужениях свечи и подсвечники.

В 2012-2013 годах Антоний служил в десантно-штурмовом батальоне морской пехоты на Дальнем Востоке. После армии он вернулся в Екатеринбург, служил в храме Рождества Христова уже чтецом (тот, кто громко читает некоторые тексты, молитвы, помогает священнику в алтаре), одновременно работал и помогал своей семье.

— Почему я выбрал старообрядчество? Ну, во-первых, мои родители старообрядцы. Во-вторых, еще подростком я задался вопросом: в истинной ли вере я нахожусь? Я стал изучать историю церкви, как появилось православие, старообрядчество, нашел много интересной информации о том, как христиане сохраняли свои обычаи и культуру на протяжении веков, несмотря на множество гонений и притеснений. Путем такого изучения я окончательно убедился в истинности и исторической правильности своей веры. Искушение уйти в мирскую жизнь тоже было. Искушения у всех есть. У меня были всякие варианты, даже не очень хорошие мысли приходили. Это я про навыки службы в морской пехоте…

Чтец православной старообрядческой церкви Андрей Анисимов, иерей Антоний и председатель общины Алексей Анисимов. Фото//Юрий Шаров, Ревда-инфо

Впервые отец Антоний приехал в Ревду на престольный праздник церкви 19 декабря прошлого года. Уже тогда община искала себе священника. И выбор пал на него.

— У нас все просто и правильно, — говорит отец Антоний. — Все начинается не с верхов, а с низов.

Суть этого в том, что старообрядцы находят друг друга, начинают собираться, проводить совместную молитву. Как правило, на начальных этапах это происходит у кого-то дома или на квартире. Дальше община ищет землю, помещение, возможно, временное. С постепенным развитием общины начинают строительство храма. На каком-то из этих этапов начинают поиск священника, верующего, грамотного и созидательного человека либо из своей среды, либо ищут кандидата в других общинах, которые уже развиты и имеют нескольких церковнослужителей.

— Так случилось и со мной, — продолжает отец Антоний. — В Ревде я был несколько раз, да и прихожане меня уже знали, поскольку многие из них ездили в храм в Екатеринбурге, в котором я и служил до поставления во иереи. Были и другие предложения, у нас много вдовствующих храмов — без священников. Приглашали и в Хабаровск, и в Тверь, и в Улан-Удэ. Пока проживаю в родительской однокомнатной квартире в Березовском, в Ревду приезжаю. Не близкое расстояние, конечно… Думаю, что со временем и здесь жилье появится. Община здесь небольшая, пусть пока храм развивается.

В чем разница православного старообрядчества и канонического православия? Если коротко, то пояснить можно так. Считается, что православную веру на Руси приняли от Византии в конце десятого века. В 1650-х годах патриарх Никон при поддержке царя Алексея Михайловича Романова (отца Петра I) начал осуществлять церковную реформу, задачей которой было исправление церковных книг и обрядов в соответствии с практикой греческих церквей. Это раскололо общество на сторонников преобразований (никониан) и противников, старообрядцев, продолживших исповедовать каноны, которые приняли от Византии. За что их подвергали гонениям вплоть до революции 1917 года. Сейчас РПЦ ведет диалог со старообрядцами: так, в 2018 году в Москве верующие провели совместный форум.

Впервые отец Антоний приехал в Ревду на престольный праздник церкви 19 декабря прошлого года. Уже тогда община искала себе священника. И выбор пал на него. Фото//Юрий Шаров, Ревда-инфо — Вот почему, например, мы крестимся двумя перстами? — поясняет отец Антоний. — Они обозначают сущность Христа — он Бог и Человек. Накладывая на себя крестное знамение, мы изображаем Его распятие. В каноническом православии накладывают на себя крест тремя перстами. Это Троица (святой Дух, Бог Отец и Сын). А распинать Троицу — кощунство. Я не говорю, что это сейчас так считается. Но при расколе церкви это звучало именно так.

Кстати, и богослужения в старообрядческой церкви проходят иначе — отличаются тексты молитв. Требования к внешнему виду тоже иные, более жесткие. На церковную службу старообрядцы надевают традиционную одежду, сшитую по старинному покрою. Мужчины должны обязательно носить бороду. Женщины не завязывают платок, а подкалывают его на булавку, они не стригутся коротко, не используют косметику. Женщины и мужчины стоят по разные стороны. Раньше женщины стояли вообще позади мужчин — чтобы не отвлекать их от молитвы своим обликом, да и самим не искушать себя. Во время службы в старообрядческом храме принято складывать руки на груди, правая поверх левой. Иконостас в церкви отличается письмом икон — тоже с более «строгими» ликами.

Старообрядческий крест всегда восьмиконечный, а канонический православный может быть как восьми-, так и шестиконечный. Главное отличие старообрядческого нательного креста — отсутствие изображения распятого Иисуса.

— Мы не носим нательный крест с распятием, — пояснил отец Антоний. — Крест — это символ нашей веры, мы верим в искупительную жертву Христа за весь человеческий род. Крест с распятием — это уже не просто символ, это икона, святыня. И ее нужно снимать, заходя в туалет, баню, ванную комнату. Поэтому мы и носим крест без распятия, собственно, как это и было раньше. Женский крестик обрамлен в округлую форму, мужской более строгий.

Накануне Нового года, мы не могли не спросить отца Антония, как встречают его старообрядцы? Оказывается, и здесь есть особенность. Новый год они празднуют 14 сентября (1 сентября по старому стилю), как это и было до 1699 года, когда своим указом Петр I перенес этот праздник на 1 января. Называется праздник Новолетие. Этот день открывает годовой богослужебный круг. Раньше в этот день старались делать больше добрых дел: накормить, одеть нищих. Эта традиция сохранилась и до сих пор, но не все ее придерживаются. В общине проходит общее застолье, вечера духовных песнопений, ужин в семейном кругу, допустимо приглашать гостей.

— Современный Новый год 1 января мы не празднуем, — подчеркнул отец Антоний. — В это время идет Рождественский пост, и 1 января день памяти святого великомученика Вонифатия (в старообрядчестве используется старая форма имени Внифантий, собственно, как и Исус пишется с одной «И»), во многих храмах проводятся ночные службы. От Бога он имеет благодать избавления от винного запойства, что очень символично и актуально для 1 января. А Рождество, как и все православные, празднуем 7 января.

История старообрядческой церкви во имя святителя Николы Чудотворца в Ревде

Беглопоповская община при Ревдинском заводе существовала с середины XVIII века. Долгое время службы шли в разных молитвенных домах. В XIX веке молельный дом находился в районе сегодняшнего поселка Барановка. В Ревде первую старообрядческую церковь построили в начале XX века, а в 1908-м другой молитвенный дом был перестроен в старообрядческую церковь Воздвижения Честного Креста Господня. Она находилась на месте сегодняшнего санатория-профилактория «Родничок». Церковь была закрыта в 1930-е годы. В советские времена в разные годы в здании церкви были клуб, столовая и магазин. К концу 1960 годов здание признали аварийным и снесли.

Православная старообрядческая церковь во имя Николы Чудотворца на улице Коммунаров, 5. Это между жилым комплексом «Демидовский» и Южным поселком. Фото//Юрий Шаров, Ревда-инфо

В 2012 году ревдинские старообрядцы просили для богослужений в администрации города старое здание скорой медицинской помощи в Больничном переулке. Они готовы были перестроить его под храм, открыть приют для пожилых людей и организовать воскресную школу. Но мэрия так и не пошла им навстречу.

В тот же год старообрядцы получили благословение на строительство церкви у отца Иоанна, настоятеля Свято-Троицкого храма в селе Пристань близ Артей. В 2014 году общине выделили земельный участок для строительства в лесу возле автостанции на улице Российской. К весне 2015 года планировали заложить здесь первый камень. Но по каким-то причинам строительство так и не началось. В итоге председатель общины Алексей Анисимов в 2017 году начал возводить здание на собственном земельном участке, где стоит его дом. Он передал общине права собственности на церковь.

Проект — архитектора-старообрядца Бориса Пономарева. В строящуюся церковь в июле 2019 года впервые приехал и провел богослужение епископ Казанский и Вятский Евфимий, временный управляющий Уральской епархией. Церковь освятили 1 октября 2023 года, из Москвы прибыл митрополит Корнилий, предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви. В ревдинской общине около ста человек, престольный праздник — 19 декабря. Богослужения в церкви проходят в субботу с 14:00, в воскресенье — с 8:00.

Юрий Шаров

Последние новости

Итоги реализации проекта «Профессионалитет» в 2024 году на Совете при полпреде

Губернатор Евгений Куйвашев рассказал о поддержке и развитии системы среднего профессионального образования в Свердловской области на Совете при полномочном представителе Президента РФ в УрФО.

СОБОЛЕЗНУЕМ РОДНЫМ И БЛИЗКИМ МАМОНОВА МИХАИЛА ГЕОРГИЕВИЧА

Не стало директора муниципального бюджетного учреждения «Горнолыжная спортивная школа» города Кировграда, судьи Всероссийской категории, Почетного Гражданина Кировградского городского округа Михаила Мамонова.

Орлов: улицу Куйбышева в Екатеринбурге перекроют из-за тоннеля

Фото: Ольга Юшкова | предоставлено ИА «Уральский меридиан» клубом активного отдыха «Душа Урала» Мера связана со строительством подземного тоннеля через реку.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Елабуге на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *