Защита от контрафакта: как отстоять свои права на интеллектуальную собственность?

Защита от контрафакта: как отстоять свои права на интеллектуальную собственность?

Как сообщает Федеральная таможенная служба, за первый квартал 2022 года было обнаружено 4,6 млн единиц контрафактного товара в России. И это только официальные статистические данные. По сути, контрафакт стал привычной частью нашей повседневной жизни. Вместе с тем, представители ФТС заявляют, что открытие границы для параллельного импорта не приведет к уменьшению процента контрафакта.

Такая ситуация наносит существенный ущерб правообладателям. Если верить данным ФТС, только за первый квартал этого года, он составил 870 млн рублей. С учетом того, что эти цифры отражаются только в официальной статистике, реальный размер ущерба может быть гораздо больше.

Тем не менее, опасно не только для бизнеса, но и для каждого человека столкнуться с контрафактными товарами. Различные цветные и запаховые добавки в составе косметики, детали безопасности автомобилей, качество лекарственных препаратов и продуктов питания - все это может иметь серьезные последствия. Поэтому каждый из нас должен понимать, как защитить себя от контрафакта и быть внимательным к приобретаемым товарам.

Что такое контрафакт

Слово "контрафакт" происходит от французского и латинского корней. В переводе с французского на английский "contrefaction" означает подделку, а его составляющие части "contra" и "facere" соответственно переводятся как "против" и "делать". Контрафактная продукция является объектом законодательства, как в России, так и во многих других странах.

Согласно статье 1252 Гражданского кодекса РФ, продукция может быть признана контрафактной, если ее изготовление, распространение или использование нарушает права интеллектуальной собственности. К примеру, в России контрафактом могут считаться товары, нанесенные маркировкой, напоминающей имя известной компании, однако с небольшой ошибкой в названии. Например, Abibas вместо Adidas или Simenc вместо Siemens.

Кроме того, к контрафакту относятся и продукты, на которых нанесены копии логотипов, запатентованные технологии, а также музыкальные, литературные и художественные произведения, использование которых не соответствует правам их владельцев.

Важно проверять товарные знаки своих поставщиков, чтобы убедиться в законности их продукции. Это можно сделать через специализированные сервисы, сравнивая их с национальными и международными базами данных товарных знаков. Проще всего это сделать, обратившись за помощью к юристам и экспертам в области интеллектуальной собственности.

Одной из больших проблем современности является подделка товаров. В России особенно часто подделывают следующие товары: алкоголь, табак, красную икру, детские игрушки, одежду и обувь, лекарства, косметику и парфюмерию, продукты питания и люксовые товары.

Как правило, подделки можно найти на маркетплейсах, где они выставлены по низким ценам или в некачественной упаковке. Чтобы избежать ошибок при покупке, необходимо учитывать следующие моменты:

  • убедитесь, что интернет-магазин, в котором вы планируете совершить покупку, является официальным представителем бренда;
  • ИП не может быть официальным продавцом брендовых товаров. Обращайте на это особое внимание;
  • упаковка товара должна быть качественной и содержать описание без ошибок;
  • перед покупкой обязательно изучите отзывы и рейтинг продавца на площадке.

Кроме того, эффективным инструментом борьбы с подделками является внесение товарных знаков в таможенный реестр. Если вы хотите оценить стоимость такой услуги, обратитесь к профессиональным юристам.

Какую опасность несет контрафакт?

Прежде всего, торговля поддельными товарами может нанести вред здоровью общества. Если речь идет о лекарствах и продуктах питания, то они могут стать причиной серьезных заболеваний. Во-вторых, как и любая незаконная деятельность, выработка и распространение фальшивых изделий не приносит доход государству. В-третьих, это отрицательно сказывается на интересах правообладателей, так как:

  • Ущемляется их законная прибыль;
  • Снижается спрос на оригинальный товар;
  • Теряется доверие покупателей;
  • Необходимо вкладывать большие средства в рекламу и продвижение оригинального товара, который был подорван брендированным контрафактом.

В статье рассмотрим виды недобросовестного поведения на рынке товаров и услуг - фальсификат, контрафакт и параллельный импорт - и разъясним различия между ними.

В соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», фальсифицированный товар - это продукция, в отношении которой информация о производителе или составе не соответствует реальности. Однако, важно отметить, что фальсификат может быть законно произведенным товаром с нарушением технологии или состава. В этом случае, производители товаров не всегда нарушают права интеллектуальной собственности.

Контрафактный товар имеет более широкое определение и подразумевает нарушение прав интеллектуальной собственности. Продукция, которая имеет товарный знак, поддерживающий ее производительский бренд, но при этом является поддельной, является контрафактом. Это приводит к значительным экономическим потерям для компаний и возможным рискам для здоровья потребителей.

Однако, контрафактный товар следует отличать от продукции, поступающей в Россию в рамках параллельного импорта. Параллельный импорт - это законный вывод продукции, в данном случае, за пределы России и ее последующее ввоз в Россию без нарушения авторских прав. Однако, в тоже время, производители могут рассматривать это как нарушение их интересов.

В заключение, понимая различия между фальсификатом, контрафактом и параллельным импортом, мы можем принимать правильные решения и выбирать товары, которые соответствуют отечественным стандартам качества и не нарушают прав интеллектуальной собственности.

Нарушение прав интеллектуальной собственности подлежит защите со стороны государства. Существует несколько способов защиты прав на интеллектуальную собственность. При этом предприятия и предприниматели должны самостоятельно выбрать тот способ, который наиболее соответствует характеру нарушенного права и его последствиям.

По общему правилу гражданско-правовая ответственность за подделку продукции наступает только при наличии вины нарушителя. В этом случае доказывать отсутствие вины обязан сам нарушитель. Гражданско-правовыми мерами защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации являются: признание права на объект интеллектуальной собственности, прекращение действий, нарушающих права или создающих угрозу их нарушения, возмещение убытков, изъятие и уничтожение материального носителя, в котором выражен результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации у незаконного владельца, публикация решения суда о факте нарушения.

Нарушители в сфере прав интеллектуальной собственности привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. Статья 1253 Гражданского кодекса РФ в качестве меры ответственности за неоднократное или грубое виновное нарушение прав интеллектуальной собственности предусматривает ликвидацию юридического лица и прекращение деятельности индивидуального предпринимателя по решению суда.

Перед регистрацией интеллектуальной собственности следует проверить свой товарный знак на уникальность. По выбору правообладателя вместо возмещения убытков (а их довольно трудно обосновать) нарушителя в гражданско-правовом порядке могут обязать выплатить компенсацию.

Основными мерами административной ответственности за нарушения прав интеллектуальной собственности являются штраф и конфискация контрафактной продукции, а также материалов и оборудования для их создания и воспроизведения. Размер штрафа зависит от объекта посягательства, вида незаконных действий и субъекта правонарушения.

За нарушение патентных прав лицо может быть привлечено к уголовной ответственности в виде штрафа, обязательных работ, принудительных работ или лишения свободы на срок до 2–5 лет. Если эти действия совершены организованной группой, срок лишения свободы может быть увеличен до шести лет.

Несмотря на наличие серьезных мер ответственности, производство и реализация контрафактной продукции продолжают оставаться распространенными явлениями в России. Если же права предпринимателя были нарушены, следует использовать различные гражданское-правовые, административные и уголовные меры защиты.

Методы борьбы с контрафактом

Для начала рассмотрим способы, которые упрощают выявление нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности. В России для этого был создан специальный инструмент — Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), который начал работу в 2004 году. Для экспорта или импорта товаров с использованием объектов интеллектуальной собственности в этой базе можно быстро выявить нарушения исключительных прав. Например, если товар внесен в реестр, то сотрудники таможни имеют право задержать его и провести проверку. При подтверждении факта подделки нарушитель привлекается к административной ответственности, а правообладатель получает возможность обратиться в арбитражный суд для получения компенсации.

Для внесения объекта (товарного знака, наименования места происхождения, объекта авторского или смежного права) в реестр необходимо обратиться в Федеральную таможенную службу с заявлением, рассмотрение которого может занять до одного месяца. Охрана этого вида предоставляется на два года со дня внесения объекта и может быть продлена неограниченное количество раз.

Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности насчитывает сейчас 5857 объектов, большая часть которых — товарные знаки. В товарной структуре преобладают алкогольные напитки, кондитерские изделия, спортивная одежда и обувь.

Но если права нарушены, то применяются два основных способа борьбы с нарушением прав интеллектуальной собственности: досудебный и судебный порядок. Существуют формы досудебной защиты прав интеллектуальной собственности, такие как направление досудебной претензии нарушителю, обращение в полицию с заявлением о привлечении нарушителя к административной или уголовной ответственности, а также обращение в антимонопольную службу.

Кроме того, можно предпринимать меры для восстановления нарушенных прав и прекращения незаконного использования объектов интеллектуальной собственности, такие как обращение к партнерам, заказчикам и покупателям нарушителя, сообщение в Роспатент об обстоятельствах, которые препятствуют законной регистрации товарного знака. Основная цель досудебных мероприятий — максимально быстро прекратить нарушение и достичь компенсации.

Однако, если такие меры оказались недостаточными, то остается только один путь – обращаться в суд. Споры об нарушении прав интеллектуальной собственности, рассматриваются в арбитражном суде. Для этого правообладатель или его представитель обращается в государственный орган с исковым заявлением в соответствии с процедурами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Начиная с 2013 года, появилась возможность подавать иск и вести дело в Суде по интеллектуальным правам.

Споры, связанные с правами интеллектуальной собственности, относятся к сложным, так как они могут быть связаны со специфическими правовыми вопросами, выявлением и доказательством факта нарушения, а также с большим количеством форм защиты прав.

Согласно данных Судебного департамента, в прошлом году арбитражные суды субъектов РФ рассмотрели более 20 000 дел об охране интеллектуальной собственности. Заявленные требования составили 139,4 млрд рублей, а в пользу правообладателей было взыскано 4,4 млрд рублей (в среднем по 283 000 рублей на каждое дело).

Между тем, продажа контрафакта часто обходится более прибыльно, чем реализация подлинной продукции, что отменяет любые усилия правообладателя по развитию бизнеса. Для защиты своих интеллектуальных прав следует зарегистрировать их и внести объекты интеллектуальной собственности в Федеральный таможенный реестр ТРОИС.

Кроме того, значимые события произошли и в текущем году. В мае 2022 года Министерство промышленности и торговли РФ утвердило список товаров для параллельного импорта, а в июле и августе Минпромторг расширил перечень товаров новыми позициями.

Получение юридической помощи по защите интеллектуальной собственности

Сегодняшнее законодательство признает несколько методов защиты прав владельцев от действий нечестных конкурентов, которые занимаются производством контрафактной продукции. Тем не менее, для успешного использования этих методов необходимы значительные познания и опыт в данной сфере. Без помощи юриста в таких ситуациях не обойтись.

Борьбу со свободным распространением контрафактных товаров следует осуществлять только с помощью юриста, который предложит комплексную стратегию по предотвращению этого негативного явления. Сотрудничество с адвокатами и судебными юристами поможет:

  • выявить вовремя контрафактную продукцию;
  • получить надлежащее документальное подтверждение нарушения авторских и других прав;
  • провести обязательное для любого дела предварительное расследование;
  • определить способы защиты;
  • обеспечить работу с государственными органами;
  • осуществить сопровождение и выиграть дело в суде.

Руководитель практики распределения споров компании PATENTUS, Дарья Гжимек, поделилась инструкциями, как выбрать специалиста по интеллектуальной собственности и какую выгоду принесет обращение к таким профессионалам:

«По задачам юристов по интеллектуальной собственности - повышение скорости блокирования нарушений и получение максимально достойной компенсации. Для достижения этой цели необходимо эффективно использовать все инструменты, которые уже применяются в сфере.

Специалисты PATENTUS для сбора доказательств по делу проводят контрольные закупки, а также ведут мониторинг контрафактной продукции в просторах интернета, взаимодействуют с потенциальными покупателями и партнерами нарушителей. Используются и стандартные инструменты: обращения к контрольно-надзорным, правоохранительным и регистрирующим органам. При выборе специалиста по интеллектуальной собственности необходимо обратить внимание на профиль его деятельности и компетенцию. В этой категории дел есть необходимость в постоянном участии в судебной практике. Достичь успеха в этом деле можно только с помощью опытного профессионала».

Пример из судебной практики:

Клиент компании PATENTUS подал иск в суд, требуя защиты исключительных прав на товарный знак Maverick. Компания нарушитель осуществляла продажу велосипедов, маркированных товарным знаком Maverick, без получения соответствующего разрешения. Товар, этикетки и упаковки, на которых был размещен товарный знак, были контрафактными. Арбитражный суд Москвы рассмотрел иск и принял решение взыскать с нарушителя всю компенсацию в двукратном размере стоимости реализованных товаров и ровно 5 млн рублей. Официальный сайт компании PATENTUS. URL: https://patentus.ru/.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *